Как пандемия изменила ретейл

Печать E-mail
28-07-2020 15:37 | RDT-INFO.RU

Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), накануне Дня работников торговли рассказал, как ретейлеры пережили коронакроизис и какой опыт из него вынесли.

17256– Пандемия коронавируса внесла изменения практически во все сферы нашей жизни. Они коснулись потребительских привычек, привели к частичному отказу от традиционных каналов приобретения товаров и поставили новые задачи перед бизнесом. Залог развития ретейла в новых условиях в быстрой и эффективной адаптации и реагировании на риски.

«Крупы впрок» как новая реальность

С начала марта российский ретейл впервые за последние десятилетия столкнулся с массовым ажиотажным спросом в масштабах страны. Самым востребованными оказались крупы, консервы и товары личной гигиены. Ситуация развивалась по спирали: ускоренное выбытие отдельных товаров с полок супермаркетов могло спровоцировать новую волну паники и очередной приток покупателей, стремящихся пополнить личные запасы. Фотографии опустошенных полок зарубежных супермаркетов еще больше нагнетали обстановку и провоцировали дополнительный спрос. И все это – при отсутствии объективных предпосылок к дефициту, заполненных товарных складах и распределительных центрах.

Для ретейла, формировавшего запасы опираясь на многолетние, в том числе сезонные, тренды, как и для всей экономики, такое потребительское поведение стало полной неожиданностью. Было непонятно – чего ожидать дальше и насколько длительным будет такое иррациональное поведение людей.

В результате российской торговле пришлось инвестировать не только в формирование дополнительных запасов, переработку схем снабжения и логистики, увеличение частоты поставок и расширение штата сотрудников, но и работать с покупателями, успокаивая, объясняя и показывая, что нет причин для создания больших домашних запасов продуктов.

Новая реальность стала стресс-тестом для всего бизнеса - и поставщиков, и ретейлеров. Спрос на отдельные товары вырос втрое. Для того, чтобы адаптировать к ажиотажному спросу все процессы – от закупок до выкладки на полку - у ретейлеров было не больше недели. В противном случае мы бы повторили европейский сценарий, с очередями и ограничением распределения продуктов. Избежать дефицита стало задачей номер один. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что мы ее решили, и весьма успешно. Причем, общими усилиями, как поставщиков, так и торговли, в отличие от США или стран Европы. Например, в Калифорнии полностью исчезали из продажи консервы, в Великобритании в поставках продуктов были разрывы до двух недель, в Японии пропадали из магазинов средства гигиены.

Казалось бы, массовый высокий спрос – это хорошо. Но резкий рост числа покупок и среднего чека в конце марта, был полностью отыгран в обратную сторону в начале апреля. Оставшись на самоизоляции и закупившись самыми необходимыми товарами, потребители существенно изменили свою модель поведения. Люди оставались дома, в магазин ходили как можно реже, делая покупки впрок. До минимума упал процент импульсивных покупок и приобретения товаров для ухода за собой, товаров с долгими сроками хранения. В результате трафик обрушился по всем крупнейшим торговым сетям во всех регионах России к середине апреля на 50%.

По итогам апреля продовольственный товарооборот сократился более чем на 9% по сравнению с прошлым годом. С непродовольственным все было намного хуже – магазины были просто закрыты, а онлайн-каналы обеспечивали лишь небольшую долю продаж. Общий оборот розничной торговли в апреле составил 76% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. С мая розничный товарооборот начал восстанавливаться, составил 80,8% по сравнению с маем 2019 года, в июне - 92,3%. Росту способствовало и открытие непродовольственных магазинов. За полгода в сопоставимых ценах оборот составил 93,6% к первому полугодию прошлого года.

Сейчас нас ждет долгий период восстановления, об успешном окончании которого в ближайшем будущем говорить пока не приходится, в том числе, и с учетом вероятности прихода повторных волн коронавируса.

Кризис как точка роста

Анализируя опыт прохождения российского ретейла через кризис, нельзя не отметить эффект, оказанный «шоковой терапией» на развитие онлайн-каналов торговли. В целом по стране по итогам прошлого года e-commerce занимал не более 6% от общего товарооборота. Этот скромный показатель в разы ниже, чем в западных странах. Онлайн-каналы воспринимались, скорее, как дополнение, дань развитию технологий, а не полноценное направление, на которое стоит делать ставку.

Коронавирус и карантин изменили ситуацию. Раньше у нас в стране доля онлайн-каналов в FMCG в целом не превышала 1,8%, сейчас она уже приближается к 4% и становится значимой для российского рынка. Каждый третий покупатель, который сейчас совершает покупки онлайн, освоил этот канал в период пандемии. Фактически за время самоизоляции онлайн-торговля расширила свою базу более чем на 30%.

Переориентация на онлайн была обоснована двумя факторами: потребители боялись заразиться во время похода в магазин и выбирали бесконтактную доставку; попробовав же доставку товаров на дом и оценив комфорт, они предпочитали не носить сумки от магазина до дома самостоятельно. В более выигрышном положении оказались те ретейлеры, которые еще до пандемии начали развивать онлайн-направление. Остальным же пришлось запрыгивать в уходящий поезд и запускать службы доставки самостоятельно или в сотрудничестве с уже работающими курьерскими сервисами.

Количество заказов, которые во время самоизоляции ежедневно доставляли курьеры крупнейших торговых сетей, превысило 50 тысяч. Это втрое больше, чем в начале года. И вновь есть повод для гордости: если в Англии минимальный срок доставки продуктов во время пандемии составлял 18 дней, то российские ретейлеры справлялись в пиковые даты за 2-4 дня, а уже с начала мая начали доставлять товары день в день.

Что дальше?

В настоящий момент о завершении пандемии говорить еще рано, а ее последствия будут долго напоминать о себе. Мы ожидаем максимальную экономическую нагрузку на отрасль именно в третьем квартале этого года. Вероятно, мы ощутим на себе тот отложенный эффект, который смягчали и старались нивелировать в разгар кризиса. От эффективности антикризисных мер, реализуемых Правительством РФ, будет зависеть, как быстро мы перейдем к восстановлению. Я надеюсь, что предложенные меры сработают, и к концу 2021 года и экономика в целом, и отрасль восстановятся. Разумеется, это произойдет, если мы снова не столкнемся с непрогнозируемыми рисками – такими, как коронавирус.

Пока мы видим плавную стабилизацию по всем каналам продаж, причем онлайн-торговля увеличила свои докризисные показатели. Офлайн-магазины, пройдя через пиковый спрос и дальнейшее катастрофичное снижение продаж, начинают потихоньку выравнивать товарооборот и стабилизировать трафик. При этом каждая торговая сеть ставит приоритетной задачей безопасность процесса покупок. Этот же фактор, судя по последним социологическим опросам, становится важнейшим и для потребителей. Даже при определенном ослаблении реакции людей на все еще действующие карантинные требования, большинство считает крайне важным наличие антисептиков в магазинах, и использование масок и перчаток как персоналом, так и покупателями, соблюдение социальной дистанции в прикассовой зоне.

Есть тренды, которые сохранятся и на длинной дистанции, заставляя бизнес адаптироваться к новым запросам. Если до начала пандемии, мы говорили о том, что покупатели стараются не закупаться впрок и предпочитают ходить в магазин чаще, но покупать меньше, то теперь доля тех, кто покупает продукты заранее на следующую неделю, увеличилась минимум на 10%. Эта особенность поведения сохранится надолго.
Как связаны давление на бизнес и рост цен, читайте здесь.

Также по меньшей мере на треть выросло число тех, кто стал пристальнее следить за акциями и обращать внимание на цены и промо. В кризисных условиях покупательная способность упала, и люди стремятся экономить.

Наконец, возросла популярность домашнего потребления, превратившись в своеобразный тренд среди тех, кто раньше отдавал предпочтение заведениям общественного питания. Все это становится и вызовами, и, одновременно, возможностями для развития ретейла, которые российская торговля должна реализовывать уверенно и быстро.

Из пережитой ситуации мы вынесли и еще один важный урок, который сейчас всем кажется очевидным – к подобного рода кризисам надо готовиться заранее. Сейчас мы разрабатываем общие правила, при соблюдении которых, магазины не будут закрываться при возникновении ситуаций, подобных карантину по коронавирусу, увеличиваем количество запасов в распределительных центрах, перестраиваем логистику. Мы обязаны сделать так, чтобы наш покупатель всегда мог безопасно приобрести любой нужный ему товар в необходимом количестве. Пишет «Marketmedia»

Выбор редактора:

Просмотров: 292
 
mailru-share
Запомнить эту страницу на Twitter

Читайте также

  • 11/08

    Единая школьная форма в Башкирии 2020: как выглядит, где будет действовать

    Власти Башкирии планируют ввести единую школьную форму во всем регионе, а чтобы процесс прошел безболезненно, в 2020-2021 году в одинаковую форму оденутся ученики 1-5 классов сразу четырех «пилотных» муниципалитетов. Новая единая школьная форма была разработана Ассоциацией легкой промышленности Башкирии совместно с УГНТУ.

  • 11/08

    Родители выбирают форму и ноутбуки: почему в преддверии 1 сентября резко вырос спрос на компьютеры и веб-камеры

    Родители раскупают ноутбуки и веб-камеры к началу нового учебного года. До 1 сентября остается три недели. Интерес к школьным принадлежностям и одежде начал заметно расти. Ритейлеры сообщают, что в условиях неопределенности относительно второй волны пандемии ажиотажным спросом пользуются компьютеры и гаджеты, без которых невозможно дистанционное обучение. Сколько стоит собрать ребенка в школу в эпоху коронавируса?

  • 11/08

    Исследование: российские мужчины тратят онлайн больше женщин, в том числе в категории детских товаров

    Российские мужчины в среднем тратят онлайн на 30% больше женщин, показало исследование банка "Русский Стандарт". Аналитики изучили все онлайн- и оффлайн-операции по банковским картам за первое полугодие и упорядочили результаты в зависимости от их количества, величины среднего чека, а также пола, возраста и географии клиентов. В сегменте "детские товары" – 62% приходится на мужчин, а 38% – на женщин.

  • 11/08

    Провал Disney и взлет Sony: на чем заработали и потеряли компании из-за коронавируса

    Компании Sony, Disney и Fox опубликовали отчеты за прошедший квартал. Лучше всех пандемию перенесла Sony: ее выручка увеличилась на 2,2% по сравнению с тем же периодом 2019 года, а компенсировать убытки от закрытия кинотеатров помогли продажи игровых консолей. Сильнее всего из-за пандемии пострадала Disney: закрытие тематических парков и перенос сразу нескольких премьер почти вдвое сократили ее доходы.

  • 11/08

    В Оренбурге в два раза упал спрос на школьную форму

    Родители оренбургских учеников начали собирать детей в школу. В этом году этот процесс идет робко. Многие до последнего не хотят покупать школьную форму. Опасаются, что опять могут ввести дистанционное обучение и форма просто не пригодится. В крупнейшем оренбургском магазине одежды для школьников представлены десятки моделей нового сезона. Однако покупателей можно пересчитать по пальцам. Потребительский спрос — рухнул.

  • 10/08

    Яндекс.Маркет рассказал, сколько стоит заниматься различными видами спорта

    Эксперты Яндекс.Маркета изучили спрос на спортивные товары и узнали, сколько стоят наборы для занятий различными видами спорта. В исследовании использовались данные сервиса о переходах пользователей в интернет-магазины в период с 30 июля 2019 года по 29 июля 2020 года. Для исследования аналитики Яндекс.Маркета взяли наиболее популярные среди россиян, по мнению экспертов, виды спорта и подобрали необходимые наборы инвентаря для занятий.

  • 10/08

    Время школьного сезона: данные о сегменте предоставили Ozon, WildBerries и «Платформа ОФД»

    Со второй половины июля россияне начали активно готовиться к началу нового школьного сезона. Интернет-ритейлеры отмечают существенный рост спроса на товары к предстоящему учебному году. В частности, растет популярность рюкзаков, тетрадей и канцелярских товаров. Также родители активно приобретают своим детям ноутбуки, роутеры и web-камеры. Всё это необходимо для дистанционного обучения.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image11/08 | ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» выпустило новые пластиковые тактильные кубики крупного размера
News image10/08 | ООО Бейби-Трейд
«Набор кормящей мамы» — ХИТ линейки ЭКО-товаров ZerO-99
News image06/08 | RDT-INFO.RU
Фабрика «Полесье» анонсирует новые конструкторы в серии «Изобретатель»
News image02/07 | ООО БЫТПЛАСТ
Компания «Бытпласт» обновила цветовую гамму детских изделий бренда «Пластишка»
News image26/06 | ПОЛЕСЬЕ
Фабрика «Полесье» и киностудия «Союзмультфильм» представили новинки
News image22/06 | ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое Королевство» представляет серию детских конструкторов с крупными деталями BabyBlocks
News image16/06 | ПОЛЕСЬЕ
«Полесье» представило новые куклы и игровые наборы для девочек
News image10/06 | ПОЛЕСЬЕ
Новинка от фабрики «Полесье» — автомобили серии «Эксперт»
News image05/06 | ПОЛЕСЬЕ
Новые игровые наборы для мальчиков от фабрики «Полесье»
RSS|рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
  • Новые комментарии
  • Популярные

Информационные партнёры

Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2020 RDT-INFO.RU - Отраслевой ресурс рынка детских товаров
Детские товары оптом. Производители детских товаров. Детские товары оптом от производителя. Продать детские товары. Закупка детских товаров. Поставщики детских товаров. Детские товары бизнес. Торговля детскими товарами.

Рейтинг@Mail.ru