INFOLine: у рынка розничной торговли Узбекистана большие перспективы, в том числе в сегменте детских товаров

Печать
13-10-2022 11:49 | RDT-INFO.RU

Рынок Узбекистана в ближайшие годы ожидает всплеск роста «жестких» дискаунтеров и маркетплейсов, считает генеральный директор Infoline Иван Федяков, выступивший на международной конференции Retail Days Uzbekistan, пишет Retail.ru.

20484 1

По мнению Ивана Федякова, сравнивая развитие рынков стран постсоветского пространства, мы можем определить ключевые тренды и предугадать некоторые направления развития розничного рынка Узбекистана.

Демографические карты наших стран выглядят по-разному: если в России коэффициент рождаемости составляет 1,8 на одну женщину, при этом численность населения уменьшается, то в Узбекистане коэффициент рождаемости выше двух, численность растет, 50% семей — многодетные, то есть имеют 4 и более детей.

Курсы валют России, Узбекистана, Беларуси и Казахстана по отношению к доллару до февральских событий 2022 года находились примерно на одном уровне. «Но события февраля повлияли на курс странно, сначала произошла девальвация рубля, сейчас мы наблюдаем укрепление рубля, в том числе и по отношению к валюте соседних стран, — рассказывает Иван Федяков. — Рубль укрепился к доллару на 20%, по отношению к узбекскому суму — на 25%. С точки зрения бизнеса это большой вызов, потому что российские товары становятся дороже и менее конкурентоспособными на внешних рынках, в том числе, на рынках СНГ. При этом российский рынок становится гораздо более привлекательным для поставок из-за рубежа. Поэтому мы видим активность поставщиков из Узбекистана, которые все больше начинают везти в Россию свою продукцию».

Инфляция в России росла в девяностых и нулевых годах, потом ситуация стабилизировалась. По этому показателю Узбекистан проигрывает другим регионам постсоветского пространства: ситуация с инфляций более-менее стабилизировалась только в 2021 году, и уровень динамики цен в наших странах был примерно сопоставим. «В 2022 году мы видим серьезный всплеск инфляции в России и Беларуси, но интересно, что Узбекистан в этом смысле продемонстрировал лучшие показатели», — отмечает Иван Федяков.

Доходы населения в России последние 8 лет не растут, и в ближайшее время роста не ожидается, но в Узбекистане происходит прирост показателей среднедушевых доходов. По прогнозам Infoline, доходы будут подрастать в ближайшие годы. По данным Госкомстата, в январе-марте 2022 года совокупный доход населения Узбекистана достиг 114,2 трлн сумов, рост в номинальном выражении составил 15,9%, в реальном (с поправкой на инфляцию) — 5,4%.

Оборот розничной торговли Узбекистана по итогам 2021 года составил $24,1 млрд (для сравнения: в России — $553 млрд, в Казахстане — $31,4, в Беларуси - $23,6 млрд). Количество торговых объектов в Ташкенте: на 1 тыс. человек — меньше двух продуктовых магазинов.

Оборот розничной торговли на душу населения в месяц по итогам 2021 года: в России –$316,6, в Узбекистане – $58.

Примерно такие же показатели в общепите. По количеству заведений Ташкент отстает от сопоставимых городов — Санкт-Петербурга и Астаны — в 2–3 раза. Это говорит о том, что страна имеет высокий потенциал роста рынков ритейла и общепита.

20484 2

Стратегии развития, которые будут наблюдаться в Узбекистане, схожи с российскими.

В ближайшие годы на рынке Узбекистана будут расти дискаунтеры, в том числе, жесткие. Возможно, это будут такие проекты как российские «Доброцен», «Чижик», «Моя цена». Выручка жестких дискаунтеров на рынке FMCG России по итогам I полугодия составила 94 млрд руб., рост LFL — +71%. Такая же динамика возможно и для узбекского розничного рынка. Стратегия дискаунтеров характерна не только для FMCG, активно растут и непродовольственные ритейлеры, например, «Леруа Мерлен», Детский мир, Fix Price», — рассказывает Иван Федяков.

Вторая стратегия развития — запуск е-com-проектов, развитие интернет-торговли. Сейчас Узбекистан отстает от нас по покрытию интернетом: если в России 88,6% населения пользуется интернетом, то в Узбекистане этот показатель составляет 69%.

Объем рынка онлайн-торговли в России по итогам 2021 года составил $55,5 млрд, в Узбекистане — всего лишь $0,8 млрд, то есть имеется огромный потенциал для роста.

В пандемию взлетел формат маркетплейсов, перешагнув 30% оборота e-com в целом. События февраля заставили крупных российских игроков отказаться от международной экспансии, и это дает шанс маркетплейсам Узбекистана для занятия этой привлекательной ниши.

Еще один тренд, ожидающий розничный рынок Узбекистана, — развитие омниканальности.

«Казалось бы, мы изучили рынок настолько хорошо, что могли бы предсказывать его развитие в любой фазе, но последние события заставляют нас серьезно задуматься о будущем, и сейчас нет готового ответа на то, как будет развиваться потребительский рынок стран СНГ, — поясняет Иван Федяков. — Но мы уверены, что рынок Узбекистана будет расти и на него придут новые перспективные форматы».

20484 3

Сообщает «Retail.ru»

Выбор редактора: