Как Алиса из страны чудес помогла ритейлу сформировать нового лояльного покупателя

Печать
20-11-2019 08:41 | RDT-INFO.RU

О том, как лидеры продуктового ретейла на Украине и в Белоруссии обеспечили взрывной рост выручки в своих сетях за счет новой программы лояльности и побили рекорды своих стран по продажам детских книг, рассказывает управляющий партнер Retail4You Сергей Лищук.

16275

Традиционные программы лояльности, когда покупатель получает в качестве вознаграждения практичный товар (кастрюли, сковородки, ножи и т.д.), уже слабо воздействуют на покупательский трафик и практически не меняют лояльность покупателя. Они перестают работать, замыкая порочный круг: одинаковый ассортимент, одинаковые цены, одинаковые эмоции от посещения любых розничных точек. Неужели настает пора отсутствия индивидуальности, привлекательности в ретейле?

Нет, есть еще решения… Акции лояльности на основе книг с дополненной реальностью, предложенные компанией Art Nation для лидеров украинского и белорусского продуктового ретейла, показали, что есть инструменты взрывного роста продаж и тысяч благодарных публикаций в соцсетях (а это чуткий барометр лояльности). В чем же секрет этой программы?

Оживающие страницы

Продуктовая сеть «АТБ» — это лидер FMCG-рынка Украины. Компания насчитывает 1000 магазинов в 22 областях страны. Ежедневно в сети совершают покупки более 3,5 млн украинцев. В 2017 году АТБ решила повысить покупательскую активность и привлечь новых клиентов. Компания предложила обычную акцию лояльности: делай покупки, собирай фишки — получай скидку на акционный товар. Со временем ретейлер переосмыслил результаты акции и решил предложить покупателям инновационный продукт — книгу «Алиса в Стране чудес» с дополненной реальностью (AR), которую разработала продюсерская компания Art Nation.

Книгу можно было купить и по полной стоимости, но если покупатель собирал необходимое количество стикеров, то мог приобрести ее уже со скидкой 66%. Делаешь покупку на необходимую сумму — получаешь стикер. Партнерами акции стали Procter&Gamble, Mondelēz, L'Oreal, Pepsi и другие глобальные производители. Покупая товары этих компаний, можно было получить дополнительные фишки, что ускоряло процесс получения скидки.

Вирусный контент

Пилотный запуск акции в АТБ превзошел ожидания. В рамках акции покупателю предложили больше чем книгу — мультимедийный продукт с оживающими страницами. Благодаря бесплатному приложению, которое загружается на смартфон, вселенная Льюиса Кэрролла оживает на глазах. Читатель погружается в волшебный мир Алисы, делает фото, снимает видео и делится им в социальных сетях. AR-книга вызвала ажиотаж, полюбилась и взрослым, и детям, объединила поколения и сделала игру полезной за счет чтения.

Книга стала центральным объектом вирусного контента в социальных сетях. Покупатели массово делились своим опытом чтения новой AR-книги в Instagram и Facebook.

Получив такой эффект, АТБ решает провести основную акцию в период новогодних праздников, чтобы привлечь новых клиентов в ключевой для компании сезон. Несмотря на высокую конкуренцию, им это удалось — тираж 265 тыс. книг был продан во всех на тот момент 882 магазинах сети за 10 дней вместо прогнозируемых 30 дней.

Пошли на рекорд

Благодаря сарафанному радио и массовому эмоциональному постингу в социальных сетях книга стала самым востребованным подарком на Новый год. Всего в новогодний период за месяц было продано 365 тыс. книг.

На волне высокого спроса на AR-книгу компания «АТБ» запланировала второй флайт акции лояльности с продолжением истории о приключениях Алисы. Акция прошла в апреле. С момента первого флайта количество магазинов сети возросло до 917. Акция прошла во всех точках. Стартовый тираж «Алисы в Зазеркалье» составлял 350 тыс. книг. Его не хватило для удовлетворения спроса. В ответ на заявки покупателей, которые собрали фишки, допечатывали 3 тыс. книг.

За период двух акций в АТБ было продано 718 тыс. книг с дополненной реальностью. Для сравнения: по данным Книжной палаты Украины, средний тираж одной детской книги за 2017-2018 годы составлял около 2,7 тыс. экземпляров.

«Алиса» в белорусском ретейле

После успешного проекта на Украине акции лояльности с AR-книгой нашли своего заказчика в Белоруссии. Art Nation адаптировала продукт для компании «Евроторг». Это лидер продуктового рынка страны. Сеть управляет 760 магазинами различных форматов (гипермаркеты, супермаркеты и магазины у дома) в 145 населенных пунктах Белоруссии. Ежедневно покупки в магазинах сети совершают около 1 млн человек.

Пилотный запуск акции лояльности с AR-книгой состоялся в июле 2018 года в 38 гипермаркетах. Несмотря на низкий летний сезон, первоначального тиража в размере 122 тыс. книг не хватило для удовлетворения спроса. AR-книга вызвала ожидаемый wow-эффект, а понятная покупателям механика и правильная коммуникационная стратегия лишь усилили интерес к акции с инновационным товаром. Итоговый тираж пилотного запуска составил 137050 книг.

Второй флайт акции лояльности в «Евроопте» провели в новогодний период с двумя AR-книгами — «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» во всех 760 магазинах сети. На этот раз было продано 360 тыс. экземпляров.

По результатам двух флайтов акции лояльности в «Евроопте» продано 497050 книг. Для сравнения: по данным Национальной книжной палаты Белоруссии, средний тираж одной детской книги в стране не превышает 2,6 тыс. экземпляров.

В результате акций на Украине и в Белоруссии популярная детская сказка Льюиса Кэрролла с дополненной реальностью была продана в количестве 1215050 книг.

Приложения для чтения AR-книги достигли 1067000 скачиваний суммарно. Более чем 21 тыс. пользователей в App Store и Google Play оставили положительные отзывы о приложении, а его средний рейтинг составил 4,7 звезды из 5 возможных. Покупатель проводил в приложении в среднем около 10 минут непрерывно. Ретейлер получил массу положительных отзывов от пользователей как в маркетах, так и в социальных сетях.

Но помимо общего ажиотажа вокруг книг с дополненной реальностью ретейлеры получили главное — решение своих бизнес-задач.

Кто следующий

Сейчас обе AR-книги Art Nation переведены на три языка: украинский, русский и английский, готовятся переводы на польский, испанский, немецкий и другие языки. Уже разработаны новые акции лояльности на основе таких AR-книг: «Щелкунчик», «Снежная королева», «Пиноккио».

Art Nation с помощью AR-книг помогла ретейлеру сформировать нового лояльного покупателя. Сейчас компания планирует кастомизировать свои решения для европейских ретейлеров и создает акции лояльности на основе продуктов с AR. Кроме книг это раскраски, карты, порталы — все, что создает геймификацию и вовлекает потребителя.

Сейчас компания ведет переговоры с европейскими партнерами, и, возможно, вскоре мы увидим акции лояльности с AR-продуктами от Art Nation в Польше. Пишет «Marketmedia.ru»

Выбор редактора: