Как развивается бизнес «Детского мира» — проанализировал «Тинькофф журнал»

Печать
13-09-2019 08:47 | RDT-INFO.RU

Эксперты «Тинькофф журнал» проанализировали, что происходит с бизнесом «Детского мира» 

16009 12   Фото Андрей Гордеев / Ведомости

Акции «Детского мира» не выросли с момента выхода компании на Мосбиржу. Текущий владелец АФК «Система» пытается продать компанию, хотя бизнес растет и приносит лучшую дивидендную доходность среди российских ретейлеров. Рынок детских товаров прошел стадию двузначных темпов роста, сейчас это стагнирующая отрасль, считают эксперты.

В чем может быть инвестиционная идея

АФК «Система» владеет контрольным пакетом акций «Детского мира». Холдинг единолично принимает решения по важным вопросам в компании — например, о выплате дивидендов.

У «Системы» большой долг, который руководство планирует уменьшить на 70 млрд рублей за 2019 год. Для этого, скорее всего, придется продать какой-нибудь актив. А «Детский мир» пытаются продать с декабря 2017 года.

Руководство «Системы» сообщило минимальную цену за свой пакет акций: не менее 35 млрд рублей, или 90,9 Р за акцию. Примерно по такой же цене акции «Детского мира» торгуются на Мосбирже. Но цена указана минимальная. Возможно, смогут продать чуть дороже: за 95—100 рублей на акцию.

Если покупатель полностью выкупит акции «Детского мира» у АФК «Система», то у него возникнет обязанность выставить оферту остальным владельцам акций по цене сделки — на этом и можно заработать.

Идея спекулятивная по двум причинам: во-первых, «Система» хочет продать актив дороже рыночной цены, а покупателей пока нет. Во-вторых, саму сделку можно структурировать так, чтобы оферту не выставлять.

В 2018 году одним из претендентов был миллиардер Михаил Гуцериев. В 2019 году он и его партнеры приобрели 66,9% акций Кузбасской топливной компании. Остальным акционерам не выставили оферту, потому что каждый партнер купил долю ниже 30%. Законного основания для оферты не было. Если новый покупатель проведет сделку подобным образом, ситуация повторится и акционеры останутся без оферты.

16009 1.JPG

Разбор отрасли

Рынок детских товаров прошел стадию двузначных темпов роста. Сейчас это стагнирующая отрасль — у этого две глобальные причины.

16009 2

В России постепенно падает количество новорожденных год к году. Росстат прогнозирует спад до 2030 года. Но нужно помнить, что это Росстат и что это прогноз.

Главный минус падения прироста новорожденных в том, что товары для новорожденных составляют треть от рынка детских товаров — это выгодный сегмент для бизнеса. На большую часть товаров — питание, подгузники и детскую косметику — постоянный спрос.

Родители трепетно относятся к продукции для новорожденных, поэтому отдают предпочтение товарам известных брендов и магазинам с известной репутацией. Доля контрафактного товара в данном сегменте низкая — официальный бизнес терпит меньшие убытки, чем в других сегментах.

Новорожденные вырастают, и им требуется новая одежда и обувь. Это второй по значимости рынок детских товаров, спрос на который также постепенно может упасть. В Казахстане и Беларуси ситуация лучше, но доля выручки «Детского мира» от Казахстана — всего 3%.

16009 3

Реальные доходы россиян не растут с 2014 года. Это влияет на продуктовое поведение людей: меньше тратят на покупки, вырастает жизненный цикл вещей.

Частично падение доходов нивелирует поведение тех людей, которые не снижают затраты на детей. Например, отрасль детских вещей росла в период мирового кризиса 2008 и валютного кризиса 2015—2016 годов.

16009 4

Если «Детский мир» сможет реализовать свои планы по захвату 20% рынка Казахстана, Беларуси и товаров для животных, то выручка через 5—10 лет сможет удвоиться.

16009 5

Открытие магазинов в России. «Детский мир» рассматривает города с населением от 40 тысяч человек. Под критерий подходит 115 городов, в которых нет магазинов сети и конкурентов.

Выход на белорусский и казахстанский рынки детских товаров. Обе страны с русскоговорящим населением и входят в таможенный союз — значит, при экспорте товаров из России не нужно платить НДС и акцизы. В Московской области у «Детского мира» построен распределительный центр — отправка товаров в Минск занимает три дня.

Белорусский рынок оценен примерно в 40 млрд рублей, казахстанский — приблизительно в 200 млрд рублей с потенциальным ежегодным ростом на 10—15%. Казахстанский рынок выглядит предпочтительней: прирост новорожденных и ВВП идет быстрее, чем в Беларуси и России. Беларусь рассматривают как тестовую площадку для потенциального выхода на польский рынок, который сопоставим по размеру с российским.

Выход на российский рынок зоотоваров. «Детский мир» оценивает рынок зоотоваров в России примерно в 214 млрд рублей. По прогнозам банка UBS, рынок будет расти ежегодно на 11% до 2023 года. «Детский мир» работает под брендом «Зоозавр». Первые магазины запустили в 2018 году.

На рынке нет лидера: топ-5 компаний занимают 12% рынка. Аналогичная ситуация была на рынке детских товаров десять лет назад. У «Детского мира» уже есть готовая инфраструктура: склады, интернет-магазин и программа лояльности клиентов. Всё это используют, чтобы захватить большую часть рынка зоотоваров в России.

Гендиректор «Детского мира» утверждает, что на питомцах не экономят, — следовательно, компании устойчивы к кризисам.

16009 6

Дивиденды и прибыль

По дивидендной политике «Детский мир» планирует направлять минимум 50% чистой прибыли за год на дивиденды. Чистую прибыль берут из российских стандартов отчетности. Но «Системе» нужно гасить долги и платить по ним проценты, поэтому «Детский мир» направляет на дивиденды больше. За 2018 год частично заплатили из прибылей прошлых лет.

16009 7

Дивиденды «Детского мира» за 2018 год дали наибольшую доходность среди ретейлеров. Но проблема в том, что у компании нет возможности нарастить долю прибыли, направляемой на дивиденды. Дивиденды могут вырасти только за счет роста чистой прибыли по российским стандартам отчетности.

16009 8

«Детский мир» заработал 7,3 млрд рублей с июня 2018 по июнь 2019 года. Скорее всего, чистая прибыль за 3 и 4 кварталы 2019 года окажется больше, чем годом ранее: магазины, открытые в первом полугодии 2019 года, выйдут на окупаемость и дадут прирост к прибыли.

Есть другая проблема: если у «Детского мира» появится новый владелец, то будет неизвестно, как он поступит с дивидендами компании. Например, потенциальный претендент на акции «Детского мира» Михаил Гуцериев после покупки «М-видео» и Кузбасской топливной компании отказался от выплаты дивидендов.

Если «Детский мир» перестанет платить дивиденды, то цена акций может сильно упасть.

16009 9

Оценка компании

Мультипликаторы сравнивают стоимость компании с ее финансовыми показателями. Мультипликаторы говорят, дорого или дешево оценена компания на фондовом рынке. «Детский мир» публикует финансовые данные на официальном сайте в разделе для инвесторов.

EBITDA — прибыль до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации. Показывает, сколько компания зарабатывает в идеальных условиях. У компаний может быть разный долг и кредитная ставка, разные налоговые льготы и бухгалтерская учетная политика. Это искажает чистую прибыль, но EBITDA не учитывает эти факторы.

Чистый долг — сумма всех кредитов и обязательств по аренде за вычетом денежных средств на счетах компании.

16009 10

Все мультипликаторы «Детского мира» лучше конкурентов по ретейлу на фондовом рынке. Возможно, такая низкая оценка — из-за неопределенности с потенциальным новым владельцем компании и его политикой внутри компании.

16009 11

Что в итоге

АФК «Система» хочет продать свою долю в «Детском мире» уже почти два года. Покупателей пока нет. Если продадут по рыночной цене или выше, то «Система» сможет сократить долг наполовину — это хорошо для будущих дивидендов.

Как будет управлять «Детским миром» потенциальный новый владелец — неизвестно. Может, отменит дивиденды, никто не знает. Возможно, из-за этого акции «Детского мира» не растут последние годы.

«Детский мир» постепенно увеличивает свою долю на российском рынке детских товаров. Пока нет причин для роста объема рынка: новорожденных с каждым годом меньше, а доходы россиян падают шесть лет подряд.

Компания выходит на казахстанский рынок детских товаров и российский рынок зоотоваров. По прогнозам, оба рынка будут расти двузначными темпами роста, а на рынках нет крупных конкурентов. Опыт и ресурсы «Детского мира» могут помочь забрать большую часть рынка и увеличить доходы в два раза за 5—10 лет. Сообщает «Тинькофф журнал»

Выбор редактора: