Бизнес на раскрасках: история успеха компании «Каракули»

Печать
25-07-2019 08:45 | RDT-INFO.RU

1,5 млн рублей в месяц на продаже раскрасок

15804 1 

Молодые мамы Полина Смирнова и Ольга Бакутина стали предпринимательницами в 2017 году. Заскучав в декрете, они решили производить и продавать гигантские раскраски. Основными каналами продаж стали интернет-магазин и профиль в Instagram. Сейчас предпринимательницы расширяют ассортимент, выводят бизнес на новый уровень и мечтают встать в один ряд с лучшими детскими брендами.

Поиски себя

Небольшой интернет-магазин детских игрушек и гигантских раскрасок «Каракули» появился от декретной скуки, помноженной на два. Будущие бизнес-партнеры Полина Смирнова и Ольга Бакутина познакомились на тусовке мамочек, а затем стали вместе гулять с колясками в парке. Обсудив вдоль и поперек все темы от подгузников до прикормов, они решили заняться собственным саморазвитием и вместе организовать какой-нибудь бизнес. В процессе выбора между клининговым агентством и сервисом бебиситтеров они нашли более интересную нишу — огромные раскраски для всей семьи. Так, летом 2017 года и началась история компании «Каракули».

Обе основательницы долго искали себя. Полина Смирнова училась в Российском государственном социальном университете по специальности «социальный педагог», уже на втором курсе она начала работать. Работодателей меняла в среднем раз в четыре месяца. К пятому курсу доросла до тренера по корпоративному обучению в коллекторском агентстве.

После окончания вуза Полина попала в «Альфа-банк», где занялась корпоративными тренингами по взысканию. В тот момент в банке учили всему (продукту, продажам, ПО), а вот тему «выбивания долгов» почему-то обходили стороной. И вот этот пробел и должна была заполнить Полина. Эта работала дала ей мощный карьерный скачок и во многом определила профессиональные качества.

В 2009 году вместе с коллегами по отделу Полина ушла в свободное плавание и организовала компанию, которая занималась сертификацией промышленного оборудования. Это был ее первый опыт работы в стартапе. Компания стартовала в сентябре 2009 года с офиса в крошечной комнатке, а свой первый день рождения отмечала штатом в 200 человек и оборотами в 20-40 млн руб.

Первый опыт Полины в качестве предпринимателя также был связан с сертификацией. Фактически он вырос из наработанной клиентской базы. Вместе с бизнес-партнером, уже имевшим небольшой проект в этой области, она более 2,5 лет успешно занималась сертификацией. Бизнес существовал в расслабленном режиме, оставляя массу свободного времени для реализации собственного потенциала в других проектах. Одним из них стал блог How they do it, где Полина вместе с подругами писала про самых обычных людей и их любимые занятия. О дальнейших профессиональных амбициях заставил задуматься декрет: заниматься сертификацией стало неинтересно, а на блог времени не оставалось. В итоге Смирнова вышла из этих проектов и стала искать себе новое дело. И тут она встретила Ольгу Бакутину.

Сама Ольга по образованию бухгалтер. После 9-го класса, вопреки желанию родителей, она ушла учиться в колледж. За шесть лет после окончания учебы сменила порядка 10 работ: была и помощником руководителя, и промоутером, и менеджером. В общем, искала себя, но всегда знала, что хочет иметь собственное дело. В 2011 году Ольга попала в компанию по продвижению сайтов. Параллельно фирма разрабатывала собственную компьютерную игру. Директор фактически развязал ей руки, и она руководила людьми, организовывала проекты, брала на себя ответственные задачи. А затем в ее жизни также случился декрет, который и помог, наконец, исполнить свою мечту о собственном бизнесе.

Как-то раз ночью, когда будущие бизнес-партнеры уже активно искали подходящую идею для собственного проекта, Полина Смирнова случайно наткнулась на статью из серии «30 идей для запуска бизнеса на детском рынке», где и увидела идею гигантских раскрасок. Раскраски, которые девушкам удалось найти в интернете, не понравились им ни по качеству, ни по дизайну. Так будущие предпринимательницы нашли свободную нишу.

15804 2

Стремительный старт

К запуску «Каракулей» Смирнова и Бакутина приступили буквально на следующий день: нашли художника (им стала их подруга Настя Варламова), выбрали типографию и поставщика картонных тубусов, отпечатали первый тираж раскрасок и запустили страничку в Instagram. На все это было потрачено три недели и 40 000 руб. собственных накоплений. Заявили о себе на все соцсети и близкий круг знакомых и стали ждать.

Первые результаты были отличными: раскраски купили друзья и знакомые, и девушки стали ждать следующего результата. Однако вопреки ожиданиям, дело встало. Как только число знакомых исчерпалось, продажи остановились. Ставка на сарафанное радио не сработала, ведь для запуска «сарафана» нужны более серьезные и регулярные продажи.

Тогда начинающие предпринимательницы задумались о трафике на сайт и в профиль в Instagram: искали бесплатных блогеров, запускали конкурсы и партнерства с другими дружественными брендами. Все это приносило какие-то минимальные плоды. Очень сильно в тот первый год «Каракулям» помог сезон: проект стартовал летом, а осенью погода портилась, дети возвращались домой, нужно было их чем-то занимать. Положительную роль сыграл и предновогодний ажиотаж.

Первые полгода компания оставалась домашним проектом: основательницы что-то пробовали, экспериментировали, но максимально не вкладывались. Практически все время занимала сборка и отправка заказов. Днем нужно было сидеть с детьми, а по ночам и в сон-час — крутить раскраски, упаковывать их в тубусы и отвозить логистам. Думать о развитии было некогда.

В октябре-декабре 2017 ежемесячный оборот «Каракулей» достиг 150 000 руб. На эти деньги предпринимательницы закупали новые партии, рисовали раскраски (всего 4 сюжета за три первых месяца работы), закрывали текущие расходы.

15804 3

Новый уровень

После нового года ажиотаж спал, обороты снизились, и у девушек появилось время и возможность проанализировать ситуацию. Стало очевидно — не хватает знаний в бизнесе. Полина и Ольга снова обратились к образовательным программам: прошли через массу самых разных курсов, но у всех у них была проблема. Где-то учили продавать, где-то делать новые продукты или анализировать аудиторию, но не учили быть предпринимателем. И вот, наконец, Полина попала по адресу. «На одной из сессий мне открыли глаза — предприниматель не должен все делать сам, он должен генерировать идеи, а также искать людей и деньги в проект. И я решила заняться именно этим», — рассказывает она.

Первым делом надо было выйти из статуса домашнего проекта, снять офис и найти команду. На все это, конечно же, нужны были деньги. Девушки подготовили презентацию проекта и стали ходить по знакомым в поиске инвестиций. На носу был сезон, а значит, продажи могли вырости.

В итоге, удалось найти партнера, поверившего в проект. В начале сентября он инвестировал в «Каракули», а уже через три месяца компания вернула все его вложения. Этот человек по-прежнему участвует в жизни проекта: входит в число учредителей, выделяет деньги на сезонное масштабирование и разработку новых проектов. Благодаря привлечению инвестора удалось в 10 раз увеличить выручку компании: в конце 2018 года оборот достиг 1,5 млн руб. в месяц.

Сейчас в ассортименте «Каракулей» 10 тематических гигантских раскрасок. Разработка каждой новой темы обходится в несколько десятков тысяч рублей. Эти деньги уходят на гонорар художнику и на эксперименты с самим рисунком.

Все новые продукты основательницы тестируют на себе и своих детях: разукрашивают раскраску, определяют, оптимальна ли ширина линии. Подобные нюансы могут влиять на конечное качество продукции. В своей работе Полина и Ольга ориентируется на самые известные детские бренды — «Лего», DJeco, поэтому изначально выпускают только высококлассные, премиальные продукты. Стоимость их раскрасок составляет 1 490 руб.

За четыре месяца 2019-го компания также выпустила несколько новых продуктов: плакат-мотиватор, бумажную куклу с комплектом одежды, фартуки и пазлы «Собиракули».

Основной канал продаж сейчас — интернет-магазин и профиль в Instagram. Другие социальные сети практически не освоены. Продаются раскраски и в офлайне. Самый удачный канал — фестивали и городские маркеты. Целевая аудитория компании — активные, продвинутые мамы, которые разделяют ценности бренда и готовы платить за качество.

Ассортимент «Каракулей» представлен и в розничных магазинах подарков, детских товаров и книг. Еще один канал, который активно используется — региональные представители. Как правило, это небольшие предприниматели, которые хотят расширить ассортимент своих магазинов и получить дополнительный доход. Они выкупают партию раскрасок со скидкой в 40 %, а головной офис оказывает им информационную поддержку и перенаправляет заказы с общего сайта и профиля. Сегодня у компании работают представители в 20 городах России, в странах СНГ (Узбекистане, Казахстане и Киргизии), а также в Канаде.

Есть и корпоративные проекты: для компаний «Каракули» готовы предложить брендированные тематические раскраски, пазлы, которые можно использовать в качестве корпоративного подарка вместо банальных блокнотов и ручек. Среди тех, с кем уже удалось поработать — «Триколор ТВ», «ВкуссВилл», Музей Востока. Сейчас заказать раскраску с индивидуальным дизайном может любой желающий — cтоимость составит от 2 190 руб.

15804 4

Методом проб и ошибок

Команда — основа любого проекта. В штате «Каракулей» работают три человека, еще пятеро сотрудничают с ними по мере необходимости. Искать команду основатели начали еще с сентября 2018 года. Первой вакансией, которая открылась, была позиция «ассистент». Нужен был человек, который бы взял на себя весь процесс приема, обработки, сборки и отправки заказа.

Когда «Каракули» уже переехали в офис, в компании сменилось пять ассистентов, пока не появился нужный человек. «Персонал мы искали по всем каналам: и на специализированных сайтах, и в интернете, но самый эффективный канал — наши собственные социальные сети. Там к тебе, как правило, приходят уже лояльные люди, которые знают бренд, доверяют ему», — комментирует Полина Смирнова.

По мнению Полины, предприниматель должен искать в свою команду профессионалов — тех, кто лучше него разбирается в определенной сфере. «Ищите компетенции, которых вам сейчас не хватает. Например, не хватает продаж, наймите продажника, не хватает времени на развитие, возьмите еще одного помощника и т.д. Никогда не ищите себе в команду второго себя — это только спровоцирует конкуренцию за задачи. Вы у себя уже есть, второго вам не нужно».

У «Каракулей» есть цель — стать крупным производителем детских товаров и игрушек. Здесь основательницы ориентируются на лучшие детские бренды, и не обращают внимания на конкурентов. Если делаешь действительно крутой продукт, то рано или поздно его начнут покупать, о нем захотят рассказать просто так, его начнут копировать.

«Долгое время флагманским продуктом компании «Лего» была деревянная уточка, которую ребенок мог катать за собой. Сегодня «Лего» знают в каждой семье по всему свету, и никто не ассоциирует эту компанию с деревянной уточкой. Точно так же и ваш небольшой бизнес: чтобы развиваться, он должен расти. Выпускайте новые продукты, возможно, то, чем вы занимаетесь сейчас — это деревянная уточка, о которой все забудут через 5-10 лет», — считают основательницы. Публикует журнал «Контур» 

Выбор редактора: