Малыш и гаджет — цифровое поколение: мифы и правда

Печать E-mail
15-07-2019 09:19 | RDT-INFO.RU

В России началось масштабное изучение влияния гаджетов на детей разных возрастов. Цель — изучить развитие детей от первых лет жизни до старшей школы. Понять, как цифровая среда воздействует на их психику и поведение. Как развивается внимание, память, мышление... Первый этап исследования рассчитан на четыре года: итоги планируется подвести уже в 2022 году.

15763 1

Легко фильтруют гигабайты информации, мгновенно переключают внимание, живут в соцсетях 24/7... Кто они "цифровые" дети? И чем отличаются от "аналоговых" родителей? Российская академия образования впервые за пятьдесят лет начинает масштабное исследование "Растем в России", которое охватит тысячи детей по всей стране. Об этом корреспондент "РГ" беседует с президентом РАО, деканом факультета психологии МГУ Юрием Зинченко.

Юрий Петрович, все чаще слышишь от родителей: малышу не интересны народные сказки. Зато "Свинка Пеппа" на планшете или смартфоне идет "на ура". Не теряется ли за "цифрой" что-то важное, теплое, человеческое?

Когда мамы, бабушки рассказывали нам сказки, мы воспринимали их на слух. Это был инструмент познания родного языка, знакомства с чувствами, эмоциями. А что сегодня? В руки ребенка попадает гаджет, и в приоритете уже не слово, а именно "картинка". Процессы стимуляции головного мозга у современных детей сильно изменились. К примеру, "цифровой" малыш уже сам может выбирать визуальные стимулы, переключать те же комиксы или мультики на "Ютубе". Сегодня есть развивающие приложения, которые учат различать геометрические фигуры, цвета, животных... Только тыкай пальчиком в экран - и выбирай правильный ответ. Мы собираемся детально выяснить, как именно эти факторы влияют на развитие поколения "большого пальца".

Поколение "большого пальца" новая метафора?

Это уже не метафора, а реальные особенности моторики. Нам важно понять, каким образом, скажем, ребенок осваивает социальные роли, если игра в дочки-матери трансформируется в формат мультика или приложения? Как ребенок воспринимает нормы и ценности общества через видео? Все это сейчас остается под большим вопросом, который стоит не только перед психологами и педагогами. Перед родителем и обществом в целом. Нам важно сконцентрировать совместные усилия на особой новой задаче - узнать, какой он, цифровой ребенок, и как нам его развивать, обучать и воспитывать.

Иными словами, психологи составят портрет современного российского ребенка?

Да. Мы начинаем длительное исследование "Растем в России", которое на начальном этапе охватит тысячи ребят в десяти регионах всех федеральных округов. Таких системных научных работ у нас в стране не проводилось примерно полвека. Цель - изучить развитие детей от первых лет жизни до старшей школы. Понять, как цифровая среда воздействует на их психику и поведение. Какие новые способы получения знаний наиболее эффективны и что особенно влияет на успех. Как развивается память, внимание, мышление. Есть ли региональные особенности. Влияет ли, скажем, то, что ребенок одновременно учит и русский, и национальный языки...

Нам важно понять, как ребенок осваивает социальные роли, если игра в дочки-матери трансформируется в формат мультика или приложения

Такой уникальной ситуации, как в России, нет больше нигде: огромная территория, культурное, национальное, конфессиональное разнообразие. Все это будет учитываться в исследовании. То есть, с одной стороны, нужны стандартизованные методы, которые в будущем сможет использовать любой школьный психолог. С другой нужно не "потерять" региональную специфику.

Мы сегодня говорим о цифровом ребенке, который как будто существует отдельно от нас. Мы часто пытаемся изучить его в разрыве от ситуации, в которой он находится, от семьи, в которой он воспитывается, от педагога, который его учит. А ведь на самом деле любой кризис - это несоответствие старой социальной ситуации развития тем новым умениям, которые у ребенка уже есть.

А как же зарубежный опыт? В Америке и Европе подобные исследования ведутся на протяжении десятилетий.

Действительно, сейчас большинство школьных психологов работает с детьми, опираясь на данные международных исследований и опросов. Но нам нужны собственные общенациональные исследования в этой области. И благодаря новым технологиям такая возможность появилась.

Первый этап исследования "Растем в России" рассчитан на четыре года. За это время мы получим огромный массив информации - то, что называют Big Data. Она будет собираться и анализироваться в созданном Дата-центре РАО. Итоги планируем подвести уже в 2022 году. Почему это так важно? Полученные данные должны стать основой для трансформации системы образования, принятия управленческих решений.

Например, запрещать на уроках смартфоны или нет?

В том числе и это. Но круг проблем намного шире. С одной стороны, мы говорим: ребенок перегружен. С другой - учителя-предметники жалуются, что им не хватает часов. А с третьей учитель говорит: я прихожу в класс и не могу удержать внимание. Что делать? Как минимум попытаться мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его. И здесь стандартный подход "читаем параграф, делаем упражнение" уже не работает. Мы хотим понять, какие новые образовательные технологии нужны школе. Каким должен быть современный учитель, какими психологическими, "цифровыми", педагогическими и другими компетенциями ему нужно овладеть.

РАО впервые за 50 лет начинает исследование "Растем в России". Психологи составят портрет современного ребенка

Иначе будем все время "догонять" быстроразвивающегося человечка и окончательно потеряем свой авторитет для него.

Часто можно услышать, что школьники забывают сюжет "Войны и мира", едва закрыв книгу. Если вообще найдут силы ее открыть. Что это? Проблемы с памятью?

— Проблема чаще всего не в памяти, а в удержании внимания. Дети просто не привыкли к большим объемам текста. И если 30-40 лет назад действительно мы могли прочитать "Войну и мир" на каникулах, а затем на уроке литературы вспомнить всех персонажей, подробно пересказать сюжет и проанализировать произведение, то сегодня даешь больше трех страниц серьезного текста и многим ребятам уже тяжело сосредоточиться.

Современные дети быстро откликаются на все новое, легко переключаются между разными видами деятельности. И это вроде бы хорошо. Но насколько глубоко ребенок может погрузиться в тему, если он привык все время "переключаться"? Да, он может механически прочитать текст художественного произведения. Но ведь нужно его еще и понимать, быть вовлеченным в него эмоционально, сопереживать героям. Это возможно только в сотрудничестве с родителем, учителем.

Санитарные нормы разрабатывались для школ около десяти лет назад. Технологии за это время успели несколько раз обновиться, мониторы у компьютеров стали совсем другими, в классах прописываются интерактивные доски и планшеты. Не пора ли и СанПиНы обновить?

Как раз сейчас вместе с Роспотребнадзором мы обсуждаем создание новых СанПиНов для цифровой образовательной среды. Мы должны учитывать те угрозы и риски для здоровья, которые несет цифровизация. В то же время мы не можем не понимать, что это одновременно и мощный инструмент развития. Поэтому вопрос не в том, сколько минут можно сидеть за компьютером с новым монитором. Смотреть нужно гораздо шире: как организовать работу так, чтобы любые гаджеты помогали ребенку в учебе, а не вредили. Причем нельзя ограничиваться только школой. Любой доклад, презентацию, даже стихи, которые нужно учить наизусть - все это ученик ищет в интернете. По дороге домой, в метро, даже на переменах... В новых СанПиНах это нужно учитывать. И без участия родительского сообщества нам будет сложно объективно оценить ситуацию, выстроить эффективную модель цифрового образования. Пишет «Российская газета»

Выбор редактора:

Просмотров: 262
 
mailru-share
Запомнить эту страницу на Twitter

Читайте также

  • 14:09

    Зачем купили Sela: новые владельцы сфокусируются на коллекциях для детей и женщин

    Генеральный директор одного из крупнейших российских fashion-ретейлеров Melon Fashion Group Михаил Уржумцев рассказал, зачем компания купила старейшую в России одежную сеть Sela, и что с ней будет дальше.

  • 13:12

    Wildberries открыл 5000-й пункт сети выдачи заказов

    С начала 2019 года Wildberries – крупнейший в России онлайн-ритейлер – увеличил собственную сеть пунктов выдачи заказов более чем на 2100 новых точек. Благодаря широкой географии присутствия компании товары становятся доступны даже жителям отдаленных населенных пунктов, где слабо развита розничная и интернет-торговля.

  • 08:42

    На московский рынок вышла новая сеть детских товаров Hey Boy

    Федеральная сеть магазинов детских товаров Hey Boy открыла первый магазин в Москве. Мультистор арендовал 110 кв. м в торгово-развлекательном центре «ЕвроПарк» на Рублевском шоссе.

  • 08:35

    «Детский мир» запустил экспресс-доставку

    Клиенты интернет-магазина detmir.ru могут воспользоваться услугой «Экспресс-доставка из магазина» за 99 рублей. Услуга предоставляется во всех магазинах розничной сети «Детский мир» в Москве и Санкт-Петербурге, а также еще в 15 крупнейших городах России.

  • 08:26

    Набор школьника больше всего подорожал в Сибири

    В преддверии нового учебного года аналитики Авито выяснили, сколько стоит собрать ребенка в школу в крупнейших городах России. Для этого они проанализировали стоимость комплекта необходимых товаров, который состоит из пенала, рюкзака и школьной формы.

  • 08:19

    Рождаемость за полгода выросла только в двух регионах России

    Только в двух регионах из 85 зафиксирован рост рождаемости в первом полугодии 2019 года, следует из данных Росстата. Во всех остальных регионах страны рождаемость падает.

  • 20/08

    «Детский мир» создает маркетплейс

    «Детский мир» начал работу над новым форматом — маркетплейсом. Модели работы с потребителями смещаются с полок магазинов в онлайн, напоминают эксперты и предупреждают о технологических сложностях создания маркетплейса.

Приглашают к сотрудничеству:

News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image News image
News image News image
Перейти: Каталог брендов

Обзор новинок

News image19/08 | Полесье
Фабрика «Полесье» представляет коллекцию машинок «Монстр РАЛЛИ»
News image14/08 | ООО НОРДПЛАСТ
«Нордпласт» выпустил новую серию игрушек для девочек — Enchantimals
News image08/08 | ООО Инфания
Новинка 2019 — автокресло для новорожденных UPPAbaby MESA уже в России
News image05/08 | ООО Амата
Компания «Амата» представляет детскую кроватку Ferarra swing 2в1
News image30/07 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
«Десятое королевство» выпустило новые версии классической игры в морской бой
News image25/07 | ООО ДЕСЯТОЕ КОРОЛЕВСТВО
Новые самоклеящиеся аппликации для малышей от «Десятого королевства»
News image24/07 | ООО НОРДПЛАСТ
Долгожданная новинка от «Нордпласт» — подводная лодка «Илья Муромец»
News image24/07 | Полесье
Кукольный домик «Сказка» с набором мебели от фабрики «Полесье»
News image22/07 | ООО НОРДПЛАСТ
«Нордпласт» представляет новинку — серию наборов для игр в песочнице «Малышарики»
RSS|рассылка на e-mail|разместить
Перейти: Новинки
  • Новые комментарии
  • Популярные

Информационные партнёры

Все права защищены и охраняются законом
© 2009 - 2019 RDT-INFO.RU - Отраслевой ресурс рынка детских товаров
Детские товары оптом. Производители детских товаров. Детские товары оптом от производителя. Продать детские товары. Закупка детских товаров. Поставщики детских товаров. Детские товары бизнес. Торговля детскими товарами.

Рейтинг@Mail.ru