Минпромторг делает ставку на легпром: развивать будут и детский рынок

Печать
14-11-2017 08:21 | RDT-INFO.RU

В 2016 году рынок швейных изделий, по данным Росстата, составил 1,9 трлн рублей. Доля отечественных производителей на нем около 20 проц, остальное занимают товары из Китая, Средней Азии, Турции и других стран. О том, как увеличить продажи отечественной продукции в условиях снижения покупательного спроса и не всегда добросовестной конкуренции шла речь на прошедшем в Минпромторге совещании по поддержке легкой промышленности.

Говоря о трудностях, прежде всего, стоит отметить зависимость продаж от спроса, на который влияет платежеспособность потребителей. Покупательная способность населения по-прежнему низкая: в первом полугодии она вновь сократилась почти на 5 проц к аналогичному периоду прошлого года. При этом тенденция экономить на одежде и обуви характерна не только для России, но и для всего мира.

Отечественный товар имеет авторитет у населения, и по ряду категорий, например, детская одежда, мы наблюдаем рост продаж, рассказал президента ОАО "Рослегпром" Александр Круглик.

Иностранцы находятся в более выгодном положении, чем отечественные производители. Они могут позволить себе заниженные цены по целому ряду причин, указал Круглик. Во-первых, у наших основных конкурентов из Юго-Восточной и Центральной Азии дешевле рабочая сила, они не чураются и детского труда. Во-вторых, там есть господдержка и налоговые льготы, позволяющие компаниям с наименьшими затратами выходить на зарубежные рынки. Благодаря объемам продаж и господдержке иностранным производителям проще оплачивать всевозможные промоакции, предоставлять скидки, а у отечественного производителя денег на это не остается.

Кроме того, для продвижения на рынке отечественным игрокам требуются высокие компетенции менеджмента, умение работать с потребителем, сетями, дизайнерами. Специалистов такого уровня пока недостаточно, ведь все последние 20 лет число желающих работать в промышленности на любых уровнях сокращалось. Исчезла система подготовки кадров, и даже люди с профильным образованием предпочитали заниматься торговлей. За рубежом таких пертурбаций не было, и индустрия продаж у крупных игроков работает на мировом уровне.

Первым делом - технологии

Участники мероприятия рассказали о том, что уже реализуется для изменения ситуации. Так, Минпромторг начал создавать систему сквозной прослеживаемости на пути следования продукции легкой промышленности в периметре Евразийского экономического союза. Основным инструментом для этого является маркировка легальных товаров контрольными знаками или чипами.

Не менее важно развитие онлайн-торговли. Замминистра в ходе совещания призвал создавать цифровые платформы по продаже продукции российских производителей (аналог AliExpress). Это очень перспективное направление: по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, объем российского рынка в 2016 году вырос на 21 проц по сравнению с 2015 и составил 920 млрд рублей. В 2017 году он может превысить 1,1 трлн рублей.

Нужды производителя

Эксперты обозначили необходимость других мер поддержки отрасли. Необходимы налоговые каникулы. Сейчас консолидированные поступления от швейников в бюджет за год приближаются к 30 млрд рублей. Если бы эта сумма в течение трех лет оставалась у предприятий, они смогли бы самостоятельно провести модернизацию и сформировать инструменты продвижения. В текущих же условиях рентабельность упала с 20 проц три года назад до 7 проц, что не стимулирует развитие.

По мнению Круглика, президента "Рослегпрома", будущее швейной промышленности – не за гигантскими предприятиями, а за малым и средним бизнесом с небольшими цехами, где разрабатывают индивидуальные модели небольшими партиями. Однако малый бизнес нуждается в помощи государства в части доступности кредитных ресурсов и выхода на рынки. Ведь оплатить "входной билет" в крупные сети могут далеко не все.

Серьезная нагрузка – арендные платежи. А в более глобальной перспективе важно правильное формирование покупательного спроса. Любое изделие должно иметь полную маркировку: состав ткани, наименование и юридический адрес разработчика, производителя.

Что будет сделано – не теряет актуальности обновление ГОСТов на изделия легпрома и продвижение российской школьной формы

По итогам совещания был принят ряд мер для продвижения продукции отечественных швейников. Так, на ближайшие три года сохранятся субсидирование процентов по кредитам на сырье, текущую деятельность и техническое перевооружение, субсидирование производства камвольных и поливискозных тканей для школьной формы, а также программа льготного лизинга оборудования. Кроме того, будет продолжено активное сотрудничество с ведущими иностранными брендами в рамках контрактного производства.

Для продвижения российской продукции власти совместно с заинтересованными игроками рассмотрят возможность создания передвижных комплексов, где можно подробно рассмотреть и примерить продукцию. Обсуждается создание постоянно действующих шоу-румов на ведущих выставочных комплексах. Не теряет актуальности обновление ГОСТов на изделия легпрома и продвижение российской школьной формы. Будут проработаны изменения в Налоговом кодексе по сокращению сроков возврата НДС при экспорте и по корректировке таможенных платежей на ткани и комплектующие, не производимые в РФ. Передает "Прайм".