«Мир детства 2013»: Выставка стала стратегически важной для компаний «детской» индустрии

Печать
27-09-2013 11:51 | RDT-INFO.RU
Почти 17 000 квадратных метров детства, ярких красок и добрых улыбок. Участники из 32 стран с бросающимся в глаза и заметно увеличившимся потоком экспонентов из Китая. Представители 593 компаний, представляющих потенциальным партнерам и клиентам обновления своего ассортимента и новинки лицензионной продукции. А также насыщенная и эксклюзивная деловая программа и традиционный фестиваль воздушных шаров... Все это о нем — о знаковом для отрасли детских товаров событии, выставке «Мир детства 2013». О трендах и настроениях в подробном обзоре от спецкорра RDT-info.ru.
 
«Мир детства 2013»: новые лица индустрии,
обновленный формат, старые друзья…

В последний перед своим 20-летним юбилеем год «Мир детства 2013» прошел в новом формате с изменением павильонов для тематических категорий экспонентов и с существенным обновлением и расширением деловой программы.
Посетителей теперь встречают не «игрушечники» во всем своем великолепии и блеске, а не менее привлекательная экспозиция категории «Товары для новорожденных». Такие изменения более чем целесообразны. Ведь более логично знакомиться с товарами, встречающими малыша в нашем взрослом мире — с колясок, детской мебели, аксессуаров для кормления и подгузников с косметикой, чем переходить к этим категориям от игрушек для более старших детей.
В этом году выставка была ознаменована небольшой суматохой с перекраиванием программы: из-за переноса отраслевого совещания Минпромторга под председательством Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова официальное открытие мероприятия прошло не в первый день выставки, а во второй, что не уменьшило торжественности и теплоты события. Что и говорить — при всех переменах, появлении новых форматов взаимодействия в рамках традиционного «отчетного концерта» индустрии детских товаров выставка из года в год была и остается местом встречи старых друзей. Ведь работать на детском рынке и не «дружить» — с покупателями, ритейлом, органами госуправления и исследовательскими компаниями — очень сложно.

19-я международная выставка «Товары и услуги для детей и подростков. Новые программы обучения и развития» проходит с 24 по 27 сентября в Экспоцентре на Красной Пресне. Концепция выставки прежде всего нацелена на формирование в России цивилизованного рынка качественной и безопасной продукции для детей и повышение конкурентоспособности российской продукции. Выставка проводится под патронатом ТПП РФ, при поддержке Минпромторга РФ, Правительства Москвы и Ассоциации индустрии детских товаров.

«Локомотивом» развития ритейла в России назван именно рынок детских товаров, уже который год демонстрирующий уверенное прирастание и в натуральном выражении, и в деньгах.

Можно отметить тенденцию, что среди молодых родителей (или у пар, планирующих рождение детей) становится хорошей традицией пройтись по выставке, выбрать коляску, оценить ассортимент и качество детской мебели, погрузиться в завораживающий мир игрушек и познакомиться с новинками на рынке детского питания… Можно уверенно сказать, что почти на неделю тема детства становится доминантой в разговорах, новостях по ТВ и в Интернете, а «Мир детства» — основным инфоповодом.

На чем же основывается такая популярность детской выставки? Как отметил в своем выступлении один из спикеров конференции «Лицензирование в России», прошедшей в рамках «Мира детства 2013», «экономика, это все — чистая экономика». Рост рождаемости в России, постоянный рост доходов родителей и тенденции сознательного родительства, когда взрослые стремятся максимально комфортно и безопасно обустроить пространство вокруг ребенка с первых дней его жизни, — все это дает стимул расти и производству, и дистрибуции, и ритейлу, и даже рынку услуг для участников рынка детских товаров.

Активно развивается рынок детского питания. Этому способствует и в целом общее повышение уровня занятости мам, повышения культуры потребления и информированности родителей о функциональности и безопасности детского питания промышленного производства. По прогнозам, в 2013 году рынок детского питания вырастет на 12,2%, до 2137 млн евро. В прошлом году рост составил 19,2%. Из самых быстрорастущих категорий эксперты называют соки и сухие молочные смеси (заменители грудного молока), а также детские молочные продукты (йогурты, молоко, кисломолочные продукты, десерты, творог и т.п.).

Эксперты отмечают, что развитию рынка детских товаров способствует положительная демографическая ситуация. Например, по данным The Nielsen Company, объем покупок подгузников за последний год увеличился на 4-5%. Потребление детского питания увеличилось благодаря росту культуры потребления. Год от года увеличивается и количество производителей детского питания – достаточно пройти по выставке и обратить внимание на новичков, а не только на завсегдатаев.

Эксперты отмечают и такие тенденции, как активную экспансию федеральных сетей в регионы, доступные цены - все это способствует развитию и росту потребления товаров, в том числе детских. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках активнее развиваются те сети, которые представлены в гипермаркетах и супермаркетах с широким ассортиментом. Для столичных жителей очень важны такие критерии, как доступность товаров разных марок и качество обслуживания. Цена – далеко не на первом месте.

Кроме того, уже давно подмечено, что потребитель в крупных городах (не только в Москве) предпочитает покупать все необходимые продукты и вещи в одном месте. Такой формат ритейла очень популярен, он развивается в среднем на 20% быстрее, чем аналоги. Соответственно, это развитие отражается и на детских товарах: им жизненно необходимо быть на тех полках в рознице, куда придет покупатель.

По данным продаж в сетевых магазинах детских товаров, средний чек покупателя там составляет от 1 до 3 тыс. руб. — это существенные суммы.

Международную выставку «Мир детства 2013», а также «CJF – Детская мода-2013. Осень» официально открыли 25 сентября Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров вместе с президентом Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АПИДТ) Антониной Цицулиной и первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по международным делам Светланой Журовой.

В своем приветствии, адресованном участникам, организаторам и гостям международных выставок министр отметил, что целью развития индустрии детских товаров является обеспечение качества, безопасности и доступности продукции путем создания в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности в данном сегменте.

Министр выразил уверенность в том, что актуальные, социально значимые проекты «Экспоцентра» «Мир детства» и «CJF — Детская мода» будут способствовать развитию цивилизованного потребительского рынка и укреплению на нем позиции отечественных производителей детских товаров.

Министр промышленности выразил намерение конвертировать количественный рост в качественное изменение всей отрасли. Он также обратил внимание на необходимость борьбы с контрафактной продукцией на рынке детских товаров.

Кроме упомянутых в выступлении министра проблем, на разных мероприятиях деловой программы выставки «Мир детства 2013» звучали также и жалобы участников рынка на высокие таможенные пошлины, сложность выхода на зарубежные рынки, снижение покупательской способности потребителей, предстоящее падение рождаемости в России и даже развитие digital-направлений, вытесняющих традиционные игрушки.
Небольшие блиц-интервью, которые оперативно давали корреспонденту «РДТ-Инфо» участники экспозиции между плотным графиком переговоров и нескончаемым «трафиком» гостей на стенде продемонстрировали, что окончательно канули в лету времена, когда от выставки ждали заключений контрактов, существенного притока новых клиентов и вообще — «монетарных» выгод.
Сейчас выставка «Мир детства» — это своеобразный «шоу-рум» индустрии детских товаров, на которой «просто надо быть, чтобы не выпасть из рынка», «надо присутствовать», «показать всем, что мы есть и все у нас в порядке». Причем для многих компаний, особенно соперничающих в узких и высококонкурентных нишах, уже стал характерен своеобразный «синдром раздевалки»: стало уже хорошим тоном «мериться стендами» именно на «Мире детства». А чем еще объяснить обилие потрясающее великолепие современных, стильных со вкусом оформленных экспозиций и стендов компаний, где есть все, от сказочного замка, спортивной площадки или даже мини-зоопарка?

Выставка в 21-м веке потеряла свой прежний функционал для бизнеса, но приобрела нечто гораздо более ценное и стратегически более важное. «Мир детства» теперь – это повод встретиться с коллегами и деловыми партнерами, «людей посмотреть и себя показать», познакомиться с новинками рынка и тенденциями, продемонстрировать новинки ассортимента, скорректировать условия сотрудничества с нынешними партнерами, а также «без отрыва от производства» отправить сотрудников на самые разные семинары, практические конференции, мастер-классы… Да и для руководителя и топ-менеджмента компании обязательно найдется что-то полезное в рамках деловой программы.
Например, 24 сентября исследовательская компания Synovate Comcon и ЗАО «Экспоцентр» провели конференцию «Детские бренды: как достичь устойчивого развития в условиях непрерывных изменений».

Также 24 сентября Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) организовала на выставке «Мир детства-2013» в ЦВК «Экспоцентр» практический семинар «Техническое регулирование таможенного союза: первые итоги и грядущие изменения». В семинаре приняли участие представители Минпромторга России, Росстандарта, Роспотребнадзора и бизнес-сообщества.

Специалисты в области безопасности продукции, стандартизации и технического регулирования обсудили практические аспекты введения в действие новых технических регламентов, которые теперь, после вступления России в ВТО, надо учитывать при сертификации детских товаров.

25 сентября Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров провел расширенное отраслевое совещание «О мерах государственной поддержки предприятий индустрии детских товаров». В совещании приняли участие представители органов исполнительной власти России, администраций регионов, предприятий и организаций отрасли. Выступили представители Министерства образования РФ, Министерства инвестиций и инноваций Московской области, а также спикеры от АПИДТ и руководители крупных компаний рынка детских товаров.

Одним из основных деловых событий рынка детских товаров стал VIII Всероссийский Торговый Форум «Рынок детских товаров России. Стратегии работы с розничными сетями». Это масштабное в России отраслевое мероприятие в течение 2-х дней собрало более 400 ведущих игроков рынка – руководителей компаний-производителей и дистрибьюторов товаров для детей и подростков, представителей федеральных и региональных, специализированных и универсальных розничных сетей.

Какие вопросы поднимались выступающими экспертами? В первую очередь, аналитические данные по изменениям на рынке товаров для детей и подростков и краткосрочные прогнозы по рынкам детской одежды, обуви, игрушкам, питанию. Традиционно в фокусе форума была практика переговоров с закупщиками сетей, увеличение продаж на ограниченном или падающем рынке и управление отделом продаж. Несколько выступлений было посвящено «деликатному вопросу» дифференцированной продажи цены («Как продать высокую цену» и др.).

Большой интерес у специалистов в области маркетинга, рекламы, PR и у непосредственных участников рынка электронного ритейла вызвала прошедшая 26 сентября в ЦВК «Экспоцентр» бесплатная практическая конференция «День интернет-рекламы: максимум продаж из Интернета».

Ведущие эксперты в области интернет-маркетинга из известных интернет-компаний, таких как eLama.ru, Ru-Center, Pr.Sape, PayOnline, Trinet и других, поделились своим опытом и примерами из практики, знакомят с последними трендами, свежими технологиями, действенными методиками.

Прозвучавшие на конференции данные во многом объясняют повышенное внимание к ней со стороны профессиональной аудитории. Эксперты отмечают, что основные достоинства онлайн-магазинов для покупателей детских товаров - удобство при сборе информации, поиске товара, экономия времени и денег.

Только в прошлом году российский рынок электронной торговли вырос на 39% и в 2014 году, по оценкам некоторых аналитиков, в том числе западных, его объем может вырасти до 25 млрд. долларов. Важность Интернета как канала продаж подтверждает и то, что он в денежном выражении стал вторым рекламным рынком после телевидения, достигнув объема в $1,7 млрд. в 2012 году, а к 2017 году, с учетом нынешних тенденций, он может удвоиться — до $3,4 млрд.

Большой потенциал роста онлайн-ритейла «законсервирован» в регионах. Темпы роста там, по оценкам экспертов, в 2 раза превышают темпы роста в Москве и Санкт-Петербурге.

Спектр событий, происходящих на «Мире детства 2013», слишком многогранен и широк, чтобы уместить все в одну отчетную статью. Следите за дальнейшими публикациями на РДТ-инфо.ру, которые будут посвящены актуальным проблемам, поднятым в рамках дискуссий и обсуждений на мероприятиях деловой программы выставки. /RDT-info.ru

Читайте по теме: