Президент АИДТ А.Цицулина: «Наконец-то у нас появился свой отраслевой Оскар»

Печать
11-03-2011 23:33 | RDT-INFO.RU
15 марта состоится торжественная церемония награждения лауреатов и победителей первой национальной премии индустрии детских товаров «Золотой медвежонок». О премии, ее особенностях, организаторах, участниках и о многом другом RDT-info.ru узнал у Антонины Цицулиной, инициатора и руководителя Премии, президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.
— Чем обусловлен старт премии именно теперь? Намерения проводить конкурс, наверное, были у Ассоциации и прежде, какие факторы повлияли на выбор весны 2011 г.?

— Закончился экономический кризис. Нашей отрасли удалось выйти из него без существенных потерь, более того, сегодня уже с уверенностью можно говорить о мощном подъеме рынка индустрии детских товаров. Важно не упустить момент и именно сейчас заявить о том, что рынок должен демонстрировать рост не только количественных показателей (объемов производства), но и качества предлагаемой потребителям продукции. Развитие отрасти и те положительные тенденции, которые мы наблюдаем, достигли такого уровня, когда уже можно и нужно представить более широкому кругу общественности лучшие практики, истории успеха, которые завтра станут стандартом деятельности для остальных игроков рынка.

— В какие номинации премии заявилось больше всего участников и в какие меньше всего? Насколько корректно, на Ваш взгляд, на основе качества и количества заявок в каждой из номинаций делать выводы об уровне развития тех или иных направлений индустрии детских товаров?

— Национальная премия индустрии детских товаров «Золотой медвежонок» проводится впервые, и пока некоторые участники рынка воспринимают это событие настороженно. Такое отношение понятно, но хочу сразу пояснить основной момент: у нас нет цели разделения на плохих и хороших, навешивания каких бы то ни было ярлыков, мы воздерживаемся от скоропалительных выводов и необоснованных обобщений. Есть желание создать удобную для всех участников рынка площадку для проведения отраслевых исследований, публичных обсуждений, для совместной выработки критериев и рейтингов. В этом году мы хотели бы акцентировать внимание на продукции, которая «создает заголовки» в своей категории, представить более широкому кругу общественности ведущие компании отрасти, лидеров, создающих «эталон стандарта и качества» в индустрии и имеющих наибольший коммерческий, маркетинговый и публичный резонанс.

— Сколько всего компаний подали заявки на участие в конкурсе? Насколько представительными можно считать его итоги?

— Учитывая, что премия проводится впервые, мы были готовы к гораздо меньшему вниманию. Но уже сейчас, без подведения окончательных итогов, можно с определенностью сказать, что количество заявок на порядок выше тех, которые подавались на другие традиционные отраслевые конкурсы. Хотелось бы поблагодарить всех, кто поверил в премию, активно участвует в разработке конкурсных критериев, предлагает экспертов и специалистов в рабочие группы номинаций, проводит большую работу по информированию участников рынка о конкурсе. Будем делать все, чтобы премия стала ежегодным ожидаемым событием, отраслевым праздником, на котором можно и нужно демонстрировать свои достижения, сверять отраслевые «часы», знакомиться с основными трендами индустрии.

— Среди номинаций премии не было специализированных торговых сетей. Это принципиальное решение? Чем оно обусловлено? Какой принцип лежал в основе разработки перечня номинаций?

— Напротив, торговые сети приняли активное участие. Для них создана номинация «магазин года». Номинациями мы старались охватить все разнообразие сегодняшнего рынка. В отрасли много достойных награды участников, поэтому сформирован список «золотой десятки» номинантов, из которых выберут трех лауреатов и одного победителя. Всего в этом году отдадим в хорошие руки 21 «золотого медвежонка». Уже сейчас есть предложения по расширению списка номинации, но это перспективы следующего года.

— Можете ли Вы особо отметить участников рынка, которые наиболее активно помогали в организации конкурса?

— Стратегическим партнером премии выступила ГК «Детский мир». Они посчитали важным оказать премии поддержку на долгосрочной основе, как эффективному инструменту развития цивилизованного рынка в интересах семьи и детства.

Генеральным выставочным партнером стала компания НАИР ЭКСПО и международная выставка «Игрушка. Старт жизни», которая в этом году празднует свой 5-летний юбилей и премия, безусловно, ее украсит.

Большую организационную работу проводят члены Правления Ассоциации, сформировавшие Экспертный совет для профессиональной оценки участников и разработки отраслевой экспертной системы.

Активную работу по созданию детского Экспертного совета демонстрируют компания «Мир детства» и детский центр «Ого-город».
Над образом мягкого золотого медвежонка трудятся лучшие специалисты смоленской фабрики мягкой игрушки «СмолТойз».
 
— Расскажите немного о символике мероприятия. Кто разработал символ премии и дизайн статуэтки, какие отклики эта идея получила со стороны членов НАИР, АИДТ и других участников рынка?

— Медвежонку, который уже вызвал широкий общественный резонанс, немногим более года. Недавно он с успехом представил выставку «Игрушки России» в Государственной Думе. Все отмечали его эмоциональность и детскость. Символ премии по заказу Ассоциации был разработан Еленой Новицкой, преподавателем дизайна Белорусского государственного университета, членом Белорусского союза дизайнеров. Елена сотрудничает с Ассоциацией более трех лет и является полноправным членом нашей команды и мы очень благодарны ей за огромное количество креативных идей и профессиональную работу.

— Не было ли проблем с документами и сертификатами представленной на конкурс продукции. Все ли участники смогли предоставить запрашиваемые для конкурса документы?

— Наш конкурс публичный и странным было бы представлять на него продукцию, имеющую сомнительную репутацию, поэтому с документами и сертификатами все в полном порядке. Экспертный совет премии имеет счастливую возможность выбирать лучших из лучших.

— Насколько много экспертов зарегистрировались для работы над оценкой претендентов на получение премии? Каким образом они подтверждали свою компетентность? Удалось ли выявить новых специалистов, которых Вам было бы интересно в дальнейшем более активно привлекать к работе в Ассоциации?

— Для начала хочу от всей Ассоциации поблагодарить Николая Дмитриевича Никандрова, президента Российской академии образования, который возглавил Экспертный совет Премии. В него, наряду с отраслевыми институтами, вошли и признанные профессионалы индустрии. Например, Оганесян Гарник Смбатович – легенда индустрии, с 1957 года и по настоящее время работающий в ГК "Детский мир" и возглавляющий Совет ветеранов ОАО «Детский мир - Центр». Продолжают приходить резюме и от новых участников, чтобы мы могли привлекать их в будущем на принципах ежегодной ротации. Организаторы национальной премии заинтересованы в профессиональных, объективных экспертах, которые представляют ведущие научных школы – физиологии, психологии и педагогики, отраслевых НИИ, экономики и маркетинга.

Экономический блок премии, в рамках официального Соглашения о сотрудничестве, поддерживает Высшая школа экономики, которая уже разработала подробные рекомендации для номинаций «маркетинговый проект» и «магазин года». В планах - исследования отраслевых особенностей в режиме лаборатории «детского маркетинга».

— В каком направлении Вы планируете развивать премию в дальнейшем? Будет ли конкурс проводиться чаще, изменится ли количество претендентов?

— Стратегия развития премии долгосрочна, на первый этап отведено 10 лет. Конкурс будет проводиться в разнообразных форматах, среди самых различных целевых групп. Сама церемония награждения станет апофеозом рейтингов, исследований, народного голосования, получит региональное и тематическое развитие. Мы понимаем весь груз ответственности, поэтому так основательно подходим к составу экспертов и закладываем соответствующие сроки для ее развития.

— Каким образом планируется поддерживать и укреплять статус премии? Рассчитываете ли Вы проводить для промоушена медвежонка какие-то специальные мероприятия?

— Статус премии будет определяться отношением к ней игроков рынка. Поэтому мы считаем, что самое лучшее ее продвижение — это совместное участие в ее создании, сопричастность. Мы планируем создать НАШУ премию. Саморегулирование - мощный стимул развития, сопоставимый с ролью конкуренции.

У Премии представительный Наблюдательный совет, который возглавила Светлана Орлова, заместитель Председателя Совета Федерации.
Премию уже получила официальную поддержку Совета Федерации, Государственной Думы, Министерства культуры, Министерства спорта, туризма и молодежной политики, Министерства экономического развития, Минпромторга и Минобрнауки России.

Мы надеемся, что торжественная церемония награждения, публичные персоны, которые будут награждать наших победителей и признание коллег, позволят и поддержать, и укрепить позиции ее участников. Ведь наша цель - популяризация лучших практик, поиск инноваций и технологий будущего, то есть всех тех, кто меняет стереотипы и своим развитием ведет за собой остальных.

— Планируете ли Вы сделать медвежонка своеобразным знаком качества для конечных потребителей детских товаров, или пока нет намерений вывести награду за рамки сугубо профессиональной премии?

— Планируем, поэтому активно привлекаем СМИ, ориентированные на конечных потребителей, вводим голосование детей, родителей, специалистов медицины, образования, социальной сферы.

Посмотрите на список ведущих вузов и признанных всеми людей, поддержавших Премию. Приходите и участвуйте, если Вам есть что показать и сказать. У нас в руках не просто классная игрушка, а серьезный инструмент повышения инвестиционной и репутационной привлекательности продукции и участников рынка. Наконец-то у нас появился свой отраслевой Оскар. /RDT-info.ru